ИНТЕРВЬЮ, ГЛУБИННОЕ

ИНТЕРВЬЮ, ГЛУБИННОЕ
— вид исследовательского общения с респондентом, позволяющий получить подробную информацию об открытых и частично о скрытых уровнях и аспектах восприятия рассматриваемой проблемы, а также мотивов поведения респондента. Подобно интервью в целом, И. г. — прямой метод получения информации, неструктурированный и интерпретационный. Методики, используемые при проведении И. г., побуждают респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Метод И. г. в основном применяется для решения общих качественных задач, близких по формату к фокус-группам: определение портретики и поведения потребителей, отношения потребителей к чему-либо (товарам, услугам, производителям, явлениям); выявление неоккупированных ниш при разработках новых продуктов и услуг; тестирование и оценка чего-либо, в частности на соответствие рыночным нуждам. И. г. используются в случаях, когда иные виды исследований нерациональны: — если продукт воспринимается через чувственный опыт, как, например, косметическая и гигиеническая продукция; — когда торговая марка ориентирована на наиболее обеспеченные слои населения, отличающиеся откровенно негативной реакцией на групповые виды исследований; — когда обсуждаются деликатные темы, невозможные для публичного обсуждения (тестирование товаров интимной гигиены) либо внутри сообщества существуют запреты на обсуждение каких-либо тем; — если в целевую аудиторию входят неспециалисты (ориентация на корпоративное и промышленное потребление продукта); — если обсуждаемый продукт либо тема провоцирует высокий уровень группового давления, что приводит к ограничению личных высказываний (реклама налоговой полиции); — если опрашиваемые малочисленны либо географически разрозненны (руководители предприятий какой-либо отрасли).

Исследование в рамках И. г. обеспечивает повышенную насыщенность и дробную сегментацию массива данных при их общей тематической узости в отличие от фокусных групповых интервью, вскрывающих широкий ареал данных, но в ряде случае требующих дополнительной проверки. И. г. представляет собой полуформализованное либо неформализованное интервью, требующее предварительной подготовки интервьюера, но без жесткой, заранее определенной структуры беседы. Процесс проведения И. г. характеризуется по сравнению с иными формами интервью дополнительными требованиями к квалификации интервьюера, в частности необходимым становится психологическое образование либо практикум, поскольку в этом виде исследования используются методы, побуждающие респондентов к обстоятельным рассуждениям на тему («метод лестницы», выяснение скрытых проблем, символический анализ) и относимые во многом к методологии клинической психологии. Используются уточняющие и дополняющие вопросы, позволяющие получить максимум информации по рассматриваемой теме либо расширяющие контекст темы для большей обстоятельности беседы. «Метод лестницы» предполагает последовательную постановку вопросов, углубляющую респондента в тематику и переводящую фокус его внимания с характерных черт явления или объекта на влияние этих черт на самого респондента, что позволяет определить его собственные характерные черты. Подобный порядок позволяет вычленить в потребительском поведении причины и следствия, а также выявить ключевые аспекты влияния. Выяснение скрытых проблем подразумевает определение личных переживаний и уровней беспокойства, обобщающих личные проблемы респондента в применении к рассматриваемым маркетинговым явлениям. Символический (семиотический) анализ позволяет вскрыть ассоциативные и перцептивные значения объектов и явлений в маркетинге, определяя, какие сигналы рынка воспринимаются респондентами позитивно, а что, напротив, вызывает у них негативную реакцию. Н. Р. Коро Белановский С.А. Глубокое интервью: учеб. пособие. М.: Никколо-Медиа, 2001. Малхотра Н. Маркетинговые исследования. М. — СПб. — К., 2003. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г.Н. Осипова. М., 1999. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. М., 1987.

Маркетинг: большой толковый словарь. — М.: Омега-Л. . 2010.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ИНТЕРВЬЮ, ГЛУБИННОЕ" в других словарях:

  • ИНТЕРВЬЮ ГЛУБИННОЕ — англ. interview, in depth/depth; нем. Tiefeninterview. Интенсивное и детальное интервью, предназначенное для выяснения неизвестных переменных глубоких пластов более широкого соц. психол. контекста, недоступных при стандартизированном интервью.… …   Энциклопедия социологии

  • Интервью глубинное — интервью, разработанное с целью исследовать лежащие под поверхностью неизвестные переменные в надежде обеспечить инсайт в природу обсуждаемых факторов …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ИНТЕРВЬЮ, ГЛУБИННОЕ — Интервью, разработанное для исследования того, что лежит под поверхностью, чтобы иметь возможность исследовать неизвестные переменные и (есть надежда) чтобы обеспечить инсайт в природу обсуждаемых факторов …   Толковый словарь по психологии

  • ИНТЕРВЬЮ ГЛУБИННОЕ — англ. interview, in depth/depth; нем. Tiefeninterview. Интенсивное и детальное интервью, предназначенное для выяснения неизвестных переменных глубоких пластов более широкого соц. психол. контекста, недоступных при стандартизированном интервью …   Толковый словарь по социологии

  • Интервью глубинное — (от англ. interview – беседа) маркетинговое исследование, опрос респондента, проводимый в форме свободной беседы по интересующему кругу вопросов. Как правило, интервьюируемый  высококвалифицированный специалист в какой л. области. Интервьюер… …   Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз

  • ИНТЕРВЬЮ ГЛУБИННОЕ (клиническое, интенсивное) — социологическое интервью , которое используется: 1) для зондажа общественного мнения по различным вопросам; 2) в разведывательных исследованиях; 3) при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых. В данном случае, кроме общей темы исследования,… …   Социология: Энциклопедия

  • Интервью глубинное (клиническое) — разновидность интервью, ориентированная на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания, как о социальных процессах, событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах …   Социологический словарь Socium

  • ИНТЕРВЬЮ — [от англ. interview беседа с глазу на глаз] метод исследовательского общения с респондентом в целях сбора первичной информации. Применение И. в исследовательских целях изначально было использовано в медицинской сфере в качестве метода оценки… …   Маркетинг. Большой толковый словарь

  • ИНТЕРВЬЮ — наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. И. по сравнению с другими видами опроса… …   Социология: Энциклопедия

  • ГЛУБИННОЕ ИНТЕРВЬЮ — Слабоструктурированная личная беседы интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»