ТАРГЕТ-КОСТИНГ


ТАРГЕТ-КОСТИНГ
[япон. — genka kikaku, англ. target costing — целевое ценообразование] — концепция управления затратами продукции, реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости с ориентацией на оптимальный для рынка уровень цены на данный вид продукции в соответствии с рыночными реалиями. Родиной концепции Т.-к. считают Японию. Она была впервые применена в корпорации Toyota в 1965 г., хотя некоторые более примитивные ее формы еще в 1947 г. использовала компания General Electric, в связи с чем американцы часто приписывают честь изобретения Т.-к. ее сотруднику Л. Майлзу. Полномасштабное внедрение Т.-к. в промышленных корпорациях США началось лишь в конце 1980-х гг., причем за образец была взята именно японская модель, достаточно эффективная и продвинутая к тому времени. Первым современную формулировку — «таргет-костинг» (target costing) употребил в 1988 г. Т. Хиромото, опубликовавший одну из самых цитируемых в последующие годы статей, посвященных достижениям японского управленческого учета*. Идея, положенная в основу концепции Т.-к., — это модификация традиционной формулы ценообразования. Себестоимость Прибыль = Цена, которая в концепции Т.-к. трансформировалась в равенство: Цена – Прибыль = Себестоимость. Сравнение процессов планирования и управления затратами на предприятиях США и Японии указывает на то, что предприятия, использующие традиционные системы учета, тратят больше времени и денежных средств на процесс создания продукции, поскольку выяснить предполагаемые затраты производства возможно лишь в конце процесса разработки продукции. Если затраты на производство продукции превысят рыночную цену, то исследования начинаются сначала. Итеративный (пошаговый, с возможными возвращениями) подход к разработке нового продукта, используемый в концепции Т.-к., обеспечивает постоянную ориентацию на целевую себестоимость с самого начала создания новой продукции и позволяет производителям уже на этапе проектирования изделия, планирования его себестоимости и производства достигнуть следующих целей: - измерение стоимости ресурсов, использованных при осуществлении организацией значительных действий;

-идентификация и устранение затрат, не влияющих на изменение величины покупательной способности товара (такие затраты могут быть устранены без ухудшения качества изделия и без восприятия покупателем ценности данного товара как уменьшившейся);

-определение эффективности всех существенных операций, производимых на данном предприятии;

-анализ и проведение мероприятий, способствующих улучшению работы предприятия. Наибольшее развитие данная система получила на тех предприятиях, которые работают на международных рынках в условиях жесткой конкуренции, например, в отраслях, связанных с автомобилестроением и электроникой, где японские фирмы ведут агрессивную маркетинговую политику, вытесняя с рынка своих конкурентов. В настоящее время, по оценкам специалистов, Т.-к. использует приблизительно 80% крупных японских компаний (Toyota, Nissan, Sony, Matsushita, Nippon Denso, Daihatsu, Canon, NEC, Olympus, Komatsu и др.), а также значительная часть известных американских и европейских компаний (Daimler/Chrysler, ITT Automotive, Caterpillar, Procter&Gamble и др.) Но у концепции Т.-к. есть и недостатки, требующие соответствующих коррекций менеджмента: - время разработки нового продукта может неоправданно увеличиваться из-за многочисленных итераций в процессе перепроектирования; этот процесс должен быть своевременно прекращен, если становится ясно, что продукт трудно приспособить к рыночным условиям;

-излишнее рвение менеджеров и давление на персонал ради достижения целевой себестоимости должно быть ограничено, чтобы не вызвать противодействие и саботаж со стороны подчиненных;

-акцент на снижение производственной себестоимости прогнозируемо оставляет как зону конфликтов и зависти усилия по продвижению, сбыту и маркетинговые затраты в целом, поэтому непонимание между подразделениями надо не столько устранять, сколько предотвращать. А.П. Панкрухин Васильев Д.М. Управление себестоимостью издательской продукции // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2002. № 7 (43). Редченко К. Японский след в стратегическом управлении затратами: Таргет-костинг // http://management.com.ua/ finance/fin033.html.

Маркетинг: большой толковый словарь. — М.: Омега-Л. . 2010.

Смотреть что такое "ТАРГЕТ-КОСТИНГ" в других словарях:

  • ЦЕНА — [англ. Price] в маркетинге инструмент согласования позиции потребителя с позициями производителя и посредника, а в более широком отношении ведущий рыночный инструмент согласования спроса и предложения товара. Ц. для потребителя это далеко не… …   Маркетинг. Большой толковый словарь

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.