- ПАРЕТО ЗАКОН
- (принцип Парето, «правило 20/80») — универсальный принцип распределения агентов результативности, сформулированный итальянским математиком, экономистом и социологом Вильфредо Парето (1848–1923) и в самом общем случае выглядящий так: 20% причин отвечают за 80% следствий. «Правило 20/80» формулируется следующим образом: 20% людей выполняют 80% работы. Оно свидетельствует о неравномерном распределении производительности труда (работы) и доходов. Закон Парето справедлив также для распределения потребительских расходов отдельных групп покупателей, доходности различных групп товарного ассортимента и др. П. з. может быть сформулирован и таким образом: чем больше величина дохода «х», тем меньше число лиц с таким доходом. Этот закон характеризуется распределением доходов в виде: N = b : х(альфа), где N — число лиц, имеющих доход больший или равный х; b — нормирующая постоянная; (альфа) — показатель степени. Нормирующий множитель b обычно принимают равным единице. Чем больше показатель степени (альфа), тем меньше доход, диапазон его изменения для разных групп населения составляет от 1,35 до 1,8. Наиболее вероятным для современной России считается значение (альфа) = 1,5. Распределение, указанное в вышеприведенной формуле, является интегральным, т.е. представляет собой интеграл от соответствующей плотности вероятности. В работах В.Б. Булгака, Л.Е. Варакина и др. через 100 лет после опубликования работы В. Парето математически доказано существование П. з. на основе модели о неравномерном распределении труда среди населения. С опорой на это соотношение разработаны различные эффективные методы прогнозирования, которые используются при планировании для товаров, брендов, рынков, организаций, отраслей и др. В. Парето проанализировал обширный статистический материал, относящийся к Пруссии, Саксонии и Англии XIX в., Флоренции эпохи Ренессанса, Перу XVIII в., Аугсбурга XVI в. и т.д., и пришел к заключению, что способ распределения доходов по существу является одним и тем же в разных странах и в различные исторические эпохи. Причем неравенство в распределении доходов может быть уменьшено лишь в том случае, если доход и производство возрастают быстрее численности населения. Главный вывод В. Парето состоял в том, что 20% богатых семей принадлежит 80% собственности и доходов, и если выделить из 20% богатых снова 20% самых богатых (4% богатейших), то на их долю опять придется 80% (от 80%, т.е. 64%) богатств. В середине XX в. Дж. М. Джуран назвал данное соотношение «принципом Парето». Дж. М. Джуран разрабатывал принципы управления качеством и обнаружил, что 20% дефектов вызывают 80% проблем. Он сформулировал это явление как универсальный принцип: «важного — мало, обычного — много». Впоследствии специалисты в разных областях знаний подтверждали этот принцип. Консультант по бизнесу Ричард Кох в книге «Принцип 20/80: секреты достижения больших результатов при затрате меньших усилий» называет его эмпирическим законом, действующим практически во всех областях бизнеса. Парадокс П. з. заключается в том, что он применим практически в любой сфере деятельности и знаний, начиная от основ физики и до теории управления и музыки. Так, в физике известен эмпирический закон Хуга, заключающийся в том, что уровень шума в образцах обратно пропорционален суммарному числу носителей. В обществе также действует П. з.: 20% преступников совершают 80% преступлений; 20% водителей виноваты в 80% дорожно-транспортных происшествий; 20% вступивших в брак ответственны за 80% разводов (те, которые постоянно то вступают в брак, то разводятся); 20% детей используют 80% возможностей, предоставляемых системой образования в данной стране; 80% свободного времени приходится на общение с двумя-тремя наиболее близкими людьми; 80% времени учащиеся тратят на усвоение 20% учебного материала. Множество примеров, подтверждающих П. з., можно найти в области бизнеса: - 20% ассортимента продукции дают обычно 80% от общего объема покрытия постоянных издержек и прибыли;
-20% покупателей и клиентов обычно приносят компании 80% прибыли;
-20% поставщиков поставляют 80% товара;
-20% общего количества объектов корпорации составляют 80% ее экономической основы;
-20% товарных запасов занимают 80% склада, и т.д. Для маркетинга, как и для менеджмента, П. з. считается эмпирическим, и должен проверяться в каждом конкретном случае. Кроме того сама пропорция может оказаться иной — не 80 : 20, а, например, 90 : 10 или 70 : 30. Главное в том, что П. з. указывает на значительное отклонение от пропорции 50 : 50 в различных областях, а не конкретную величину отклонения. Так, на начало ХХI в., в экономически развитых странах Европы и в Северной Америке на долю 20% богатых граждан пришлось 40—45% всех доходов и 60—70% собственности. В странах Латинской Америки 20% самых богатых граждан получают около 60% всех доходов, причем на долю 10% самых богатых приходится чуть менее половины всех денежных доходов населения. Для России в 2000—2001 гг., по данным исследовательского проекта «Стиль жизни среднего класса», на долю 15—20% граждан, принадлежащих к среднему классу, приходилось 50% потребления продуктов питания, 70—80% потребления непродовольственных товаров длительного пользования (мебель, крупная бытовая техника), 80—90% потребления новых автомобилей и домашних компьютеров. Природные и общественные закономерности, связанные с П. з., не исчерпываются вышеприведенными примерами и постоянно пополняются, что демонстрирует его актуальность. Соответственно продолжает увеличиваться количество синонимичных терминов и названий: «вечный закон», «принцип распределения», «принцип наименьшего усилия», «принцип дисбаланса». С.О. Турчанинов Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. 3-е изд. М.: Вершина, 2007. С. 31—34, 237—238. Бутаев Э.И., Турчанинов С.О. Алгоритмы прогнозирования развития отечественной мобильной связи, созданные на основе общей концепции развития инфокоммуникаций: Тезисы доклада: м-лы Форума МАС—98 «Глобализация и персонализация инфокоммуникационных услуг и технологий». М., 1998. С. 41–42. Кох Р. Принцип 20/80: Секрет того, как достигать большего посредством меньшего. 2-е изд. Минск: Попурри, 2004. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.
Маркетинг: большой толковый словарь. — М.: Омега-Л. Под ред. А. П. Панкрухина. 2010.