- SPSS, или SPSS для WINDOWS
- [от англ. Statistical Package of Social Science — статистический пакет для социологических наук] — программный комплекс для статистического анализа данных. SPSS — важный инструмент исследований практикующего маркетолога. Программные продукты SPSS позволяют оперативно получать аналитическую информацию, наглядно представлять результаты в виде высококачественных таблиц и диаграмм, а также распространять и внедрять полученные результаты. Все это дает возможность, находя ключевые факты, взаимосвязи и тенденции, своевременно принимать оптимальные решения. Программный комплекс SPSS развивается уже на протяжении 35 лет. Сегодня SPSS фактически является стандартом представления данных количественных маркетинговых исследований. Проведение даже небольших тестов с помощью SPSS делает их гораздо эффективнее, а в случае масштабных исследований SPSS реализует весь свой потенциал. Центральной частью современного пакета SPPS для Windows является программа SPSS Base. Она обеспечивает доступ к данным, позволяет выполнять основные функции управления и преобразования данных. SPSS Base дает возможность осуществлять и основные операции для анализа данных — построение базовых таблиц и частотных распределений. Среди дополнений к SPSS Base — модули, позволяющие строить различные модели, анализировать категориальные данные, временные ряды и многое другое. Внешне интерфейс SPSS напоминает табличный процессор: по вертикали — респонденты, фирмы, отсчеты времени и т.п.; по горизонтали — вопросы, параметры, любые другие исследуемые величины. С помощью SPSS можно: - организовать планирование и осуществление комплексной обработки результатов проведенных исследований;
-обработать полученную информацию с использованием современных мощных статистических методов (частотный, дискриминантный, регрессионный, кластерный, факторный анализы);
-эффектно и доступно презентовать статистическую информацию. Навыки работы с SPSS могут быть применены маркетологами, чтобы: - определить мотивы покупателей, степень их взаимосвязи и влияния на покупательское поведение;
-оценить и спрогнозировать поведение потребителей;
-определить различия между сегментами потребителей;
-оценить и спрогнозировать спрос на товар;
-оценить позиции конкурентов и точность позиционирования продукции компании. Простейший пример обработки результатов маркетингового исследования — получение информации о том, с какой частотой респонденты выбирали тот или иной вариант ответа, как их ответ зависел от возраста, пола, от других факторов, как отвечали представители различных регионов, как связаны между собой ответы на те или иные вопросы. Достоинства SPSS — большой набор функций и возможностей, возможность работать с большим массивом данных (много больше, чем Excel), качественная техническая поддержка. Практики прямого маркетинга отмечают: использование SPSS позволяет значительно сократить объемы почтовых рассылок и сделать рассылки целенаправленными. Ограничения использования SPSS связаны с высокой ценой программного обеспечения и большими сроками обучения. SPSS используют в основном крупные исследовательские агентства. Обучение работе обычно занимает от полугода, да и статистические формулы надо хорошо знать для осмысленного применения этой программы, а это еще год обучения (если, конечно, у маркетолога нет специального социологического или статистического образования). В связи с этим наиболее распространенным инструментом подавляющего большинства российских маркетологов для обработки статистики пока все-таки остается Excel.
Главный недостаток программного обеспечения SPSS с позиции практикующих российских маркетологов — цена (базовая версия — 2000—3000 долл.). Практики также предупреждают: следует иметь в виду, что статистическая терминология на английском языке сильно отличается от русской терминологии, так что надо быть внимательными. В России многие соблазняются низкой ценой «пиратской» версии SPSS, но обладание программой не решит комплекс проблем практикующего маркетолога, поскольку ей надо уметь пользоваться. SPSS дает ответы в цифрах, а не в указаниях (типа: сегодня акцию проводи, а завтра нет; покупай или продавай и т.д.), так что результаты обработки надо уметь читать! Системные требования, которые SPSS предъявляет к компьютеру, невысоки: практически все современные офисные компьютеры обладают нужными характеристиками — процессор Pentium, операционная система Windows, начиная с Windows 98; 128 Мб оперативной памяти; 200 Мб места на жестком диске. Д.Г. Квасов, А.П. Панкрухин Бююль А., Цефель П. SPSS — искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. М.: Диасофт, 2005. Наследов А.Д. SPSS — компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. Таганов Д.Н. Статистический анализ в маркетинговых исследованиях. СПб.: Питер, 2005. 192 с. SPSS — что это такое // http://www.spss.ru/products/spss/ index.htm. Форумы в Интернете: http://www.dis.ru/cgi-bin/forum; http://marketingclub.ru/forum; http://forum.gfk.ru/forum. Примечание. Более конкретная литература по статистике и пакету SPSS, помогающая пользователям эффективно и полноценно анализировать данные, углубить знания по прикладной статистике и изучить программное обеспечение SPSS, поставляется бесплатно в одном экземпляре при покупке программного обеспечения. Книги на русском языке, как правило, могут приобрести только зарегистрированные пользователи SPSS.
Маркетинг: большой толковый словарь. — М.: Омега-Л. Под ред. А. П. Панкрухина. 2010.