ВЕБЛЕНА ЭФФЕКТ


ВЕБЛЕНА ЭФФЕКТ
[англ. Veblen effect] — экономически необоснованное увеличение спроса на некоторые дорогостоящие товары со стороны отдельных категорий потребителей, если цена на эти товары возрастает. Синоним — парадокс Веблена. В. э. наблюдается только при фактическом отсутствии ограничений клиента по платежеспособности. В. э. — одно из проявлений ограниченной рациональности потребителей (принципа, открытого несколько позднее неоклассиком Г. Саймоном и плохо объяснимого в рамках традиционной экономической науки). Американский экономист и социолог Т. Веблен (1857—1929) — основоположник институционализма в западной политэкономии, сторонник «социального дарвинизма», автор книги «Теория праздного класса», посвященной анализу практик т. наз. «демонстративного поведения», известный еще и тем, что предсказал кризис 1929 г.

Эффект, названный его именем, описан им в 1920-е гг. Как было зафиксировано в «Большой советской энциклопедии», «взгляды Веблена, особенно его теория “неработающего класса” (leisure class), идея отставания культуры от техники и критика некоторых аспектов американской жизни оказали значительное влияние на развитие американской немарксистской социологии». В. э. внешне схож с эффектом Гиффена (см.): в обоих случаях рост цены на товар вызывает рост спроса, но возникает в связи с другими товарами, в группах потребителей с другим уровнем дохода и статусом и объясняется не экономическими, а психологическими причинами. В. э. присущ ценителям статусных товаров. Это следствия доминирования в психике некоторых людей мотивов престижа, стремления к роскоши, символами которой являются дорогостоящие вещи. Нерациональное с позиции классической теории спроса экономическое поведение часто объясняется приверженностью конкретной торговой марке, как правило, хорошего качества и неоправданным распространением ее влияния на другие товары, производимые под той же маркой фирмы, зонтичным брендом. В таком случае В. э. фактически выступает как эффект преданности бренду. Иногда рост спроса на подорожавший товар может быть объяснен убеждением потребителя в том, что рост цены — сигнал об улучшении качества товара. Высокая цена часто воспринимается как своеобразный знак качества (бывает, что незаслуженно). В таком случае даже весьма «прижимистые» потребители могут оказаться во власти В. э. и продемонстрировать реакцию спроса по типу «мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Как крайний случай В. э. может стать реакцией потребителя на собственную догадку о том, что рост цены связан с сокращением производственной программы и возможным возникновением товарного дефицита. Подверженность В. э. — явный признак псевдорациональности или просто иррациональности потребительского поведения. В. э. более всего подвержены люди, которые переходят из одной социальной страты в другую: инженер, ставший бизнесменом; студент, почувствовавший себя профессионалом, и др.

Такой человек чаще других склонен приобрести все что угодно, если приклеить на вещь фирменный ярлык, соответствующий в его сознании новому статусу. Анекдоты про «новых русских» в значительной части высмеивали склонность нуворишей именно к В. э. Этому эффекту сильнее других возрастных категорий подвержена молодежь в силу аналогичных причин. В. э. может наблюдаться у коллекционеров редкостей, раритетов. Пример такого рода — динамика ценообразования и спроса на российскую живопись на мировых аукционах. Русское искусство на зарубежных торгах ставит в новом тысячелетии один ценовой рекорд за другим. Впрочем, как считают некоторые эксперты, это не особый феномен, а элементарное восстановление исторической справедливости. Наряду с ростом мировых цен на нефть важной причиной роста цен на предметы искусства, особенно российского, эксперты называют появление новых коллекционеров, которые занимаются собирательством не для инвестирования свободных денег, а для удовлетворения личных амбиций, следуя статусной норме: как десять лет назад было принято иметь дом на элитном Рублевском шоссе в Москве, так теперь принято иметь коллекцию антиквариата. Однако дело здесь не в зависимости цен антиквариата от количества богатых людей. В мире 90% его покупателей — это средний класс. У русского искусства раньше не было достойных инвесторов. И это касается не только старого искусства, но и нового, и новейшего. И тут цены, как предполагают эксперты, тоже будут расти. К тому же надо учитывать, что мировые музеи охотно устраивают выставки рекордсменов аукционных продаж, используя в своих целях возникающую вокруг этих продаж шумиху. Цена на произведение искусства всегда вызывает у публики повышенный интерес.

На естественный вопрос: «А что в этом “Черном квадрате” хорошего?» — всегда убедительно звучит ответ: «Его купили за миллион долларов, по цене ниже рыночной». В. э. тесно взаимодействует с эффектом присоединения к большинству. Возрастание спроса может основываться на том, что другие тоже покупают или уже купили этот товар и надо не отставать от большинства. Понятно, что этому эффекту особенно подвержены внушаемые, конформные люди, те, кто готов следовать образцам поведения уважаемой им референтной группы. Кстати, если товар действительно имеет успех у многих, то цена его может возрасти по конъюнктурным соображениям. В таком случае эффект присоединения к большинству фактически превращается в В. э. А.П. Панкрухин Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: учебник. 4-е изд., М.: ДИС, 2003. Бункина М.К. Семенов А.М. Экономический человек. В помощь изучающим экономику, психологию, менеджмент: учеб. пособие. М.: Дело, 2000. Кабанова О. Переоценка художественных ценностей // Ведомости. 2005. 7 сентября. С. А8. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Вехи экономической мысли / сост. и общ. ред. В.М. Гальперина. СПб., 1999. Т. 1. Теория потребительского поведения и спроса. C. 304—325. Veblen T. The theory of the leisure class. N.Y., 1934.

Маркетинг: большой толковый словарь. — М.: Омега-Л. . 2010.

Смотреть что такое "ВЕБЛЕНА ЭФФЕКТ" в других словарях:

  • Эффект Веблена — достаточно распространённое явление показательного потребления, которое возникает при потреблении благ, в основном недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой, что подчеркивает социальную значимость их владельцев.… …   Википедия

  • Веблена парадокс — [Veblen s paradox]   иногда его называют эффектом сноба; явление, которое противоречит всеобщему правилу, гласящему: чем ниже цена товара, тем выше спрос ( и наоборот). Наблюдается в случаях, когда, например, покупатели рассматривают снижение… …   Экономико-математический словарь

  • Веблена парадокс — Иногда его называют эффектом сноба; явление, которое противоречит всеобщему правилу, гласящему: чем ниже цена товара, тем выше спрос (и наоборот). Наблюдается в случаях, когда, например, покупатели рассматривают снижение цены как свидетельство… …   Справочник технического переводчика

  • Эффект сноба — – см. Веблена парадокс …   Экономико-математический словарь

  • Эффект сноба — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи. Содержание …   Википедия

  • Эффект Веблена — VEBLEN EFFECT Концепция в теории потребления, показывающая, что кривая потребительского спроса может иметь восходящий уклон, поскольку некоторые потребители привержены показному потреблению (см. Conspicuous consumption). Согласно эффекту Веблена… …   Словарь-справочник по экономике

  • ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА — так называемый феномен демонстративного потребления , рассмотренный Т.Вебленом в его работе Теория праздного класса (1899): когда цена товара падает, некоторые потребители считают, что это говорит о падении его качестве или утере им… …   Большой экономический словарь

  • эффект веблена (в экономической психологии) — ситуации, когда спрос на товары по мере роста цены не уменьшается, а увеличивается; например, на некоторые предметы роскоши или когда высокая цена является гарантом высокого качества и т.д. Э.в. фиксирует ситуации, когда потребитель покупает… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ГИФФЕНА ЭФФЕКТ — [англ. Giffen effect] внешне парадоксальная в сравнении с традиционной, но экономически обоснованная зависимость величины спроса от изменения цены на товар, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса на отдельные принципиально значимые для… …   Маркетинг. Большой толковый словарь

  • ПАРАДОКС ВЕБЛЕНА — явление, которое противоречит всеобщему правилу, гласящему: чем ниже цена товара, тем выше спрос, и наоборот. Иногда его называет эффектом сноба. Наблюдается в случаях, когда, например, покупатели рассматривают снижение цены как свидетельство… …   Большой экономический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.