- УСТОЙЧИВОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
- или УКП [англ. Sustainable Competitive Advantage, SCA] — длительно действующее преимущество (благо) стратегии, создающей уникальные ценности, которое не может быть немедленно достигнуто ни одним из действующих или потенциальных конкурентов и выгоды от использования которого не могут быть ими скопированы. Иногда УКП не вполне обоснованно называют «универсальным конкурентным преимуществом». Еще в 1937 г. Олдерсон сформулировал базисное положение будущей концепции УКП о том, что фундаментальным аспектом адаптации к конкуренции является специализация бизнеса как ответ на изменения потребительского спроса.
Он же в 1965 г. одним из первых отметил, что фирмы должны обладать уникальными характеристиками, чтобы во мнении потребителей отличаться от конкурентов. Позднее Хэмел и Прахалад (1989) и Диксон (1992) сформулировали положение о том, что фирмам необходимо научиться создавать новые преимущества, чтобы идти на шаг впереди конкурентов. Холл (1980) и Хендерсон (1983) также говорили об уникальных преимуществах, чтобы выжить в условиях конкуренции. Эти тезисы и легли в основу концепции УКП. Идея УКП была обнародована в 1984 г., когда Дж. Дэй предложил типы стратегий, которые помогут сделать конкурентные преимущества устойчивыми. Собственно, термин SCA появился в 1985 г., когда М. Портер определил основные типы конкурентных стратегий фирм (низкие издержки или дифференциация), позволяющие достичь SCA. Наиболее четкую формулировку концепции SCA представил в 1991 г. Барни: «Можно сказать, что фирма обладает устойчивым конкурентным преимуществом, если она реализует такую стратегию создания ценностей и преимуществ, которая не может быть немедленно реализована ни одним действующим или потенциальным конкурентом, при том что эти другие конкуренты не способны скопировать, компенсировать выгоды, получаемые от этой стратегии». Дэй и Венсли (1988) выделили два основных источника SCA: лучший опыт (умения) и лучшие ресурсы. Барни констатировал, что потенциал SCA может быть обеспечен не любыми ресурсами, а лишь теми, которые обладают четырьмя атрибутами: редкость, ценность, невозможность подделки и невозможность замены.
Хант и Морган (1995) выделили среди таких ресурсов финансовые, физические, правовые, человеческие, организационные, а также ресурсы отношений. Прахалад и Хэмел (1990) предположили, что дело не столько в самих умениях (опыте) и ресурсах, сколько в уникальности и устойчивости их комбинаций. Фирмы, использующие такие комбинации, концентрируются на коллективном обучении и координации усилий всех сотрудников в деле наращивания специфических коллективных компетенций. УКП существуют не только у фирм, но и у регионов, государств. УКП многих развитых рыночных стран состоит в разнообразном и требовательном спросе, в поддержке конкуренции, в развитом маркетинге, оптимальном аутсорсинге, в стандартизации бизнес-процессов и менеджмента, в управлении взаимоотношениями с клиентами, в политической стабильности. Как можно заметить, эти преимущества тесно переплетаются, координируются друг с другом. УКП России — сырье, профицит бюджета, интеллект, культура, высокие технологии космоса и вооружений, транспортные коридоры и мосты, хранение отходов, экстремальный туризм. Но все эти ресурсы и знания чаще всего разрознены и мало скоординированы. А.П. Панкрухин Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 6-е изд. СПб.: Питер, 1999. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. М.: Вершина, 2007. Гл. 15. С. 172–175. Day G.S., Wensley R. Assessing Advantage: A Framework for Diagnosing Competitive Superiority // Journal of Marketing. 1988. April. № 52. Рp. 1—20. Hoffman N. P. An Examination of the «Sustainable Competitive Advantage» Concept: Past, Present, and Future // Academy 219 of Marketing Science Review. 2000. № 4 // http:// www.vancouver.wsu.edu/amsrev/theory/hoffman04-00.html Hollensen S. «Marketing Management: A Relationship Approach», Pearson Education Ltd., 2002.
Маркетинг: большой толковый словарь. — М.: Омега-Л. Под ред. А. П. Панкрухина. 2010.