УСТОЙЧИВОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО


УСТОЙЧИВОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
или УКП [англ. Sustainable Competitive Advantage, SCA] — длительно действующее преимущество (благо) стратегии, создающей уникальные ценности, которое не может быть немедленно достигнуто ни одним из действующих или потенциальных конкурентов и выгоды от использования которого не могут быть ими скопированы. Иногда УКП не вполне обоснованно называют «универсальным конкурентным преимуществом». Еще в 1937 г. Олдерсон сформулировал базисное положение будущей концепции УКП о том, что фундаментальным аспектом адаптации к конкуренции является специализация бизнеса как ответ на изменения потребительского спроса.

Он же в 1965 г. одним из первых отметил, что фирмы должны обладать уникальными характеристиками, чтобы во мнении потребителей отличаться от конкурентов. Позднее Хэмел и Прахалад (1989) и Диксон (1992) сформулировали положение о том, что фирмам необходимо научиться создавать новые преимущества, чтобы идти на шаг впереди конкурентов. Холл (1980) и Хендерсон (1983) также говорили об уникальных преимуществах, чтобы выжить в условиях конкуренции. Эти тезисы и легли в основу концепции УКП. Идея УКП была обнародована в 1984 г., когда Дж. Дэй предложил типы стратегий, которые помогут сделать конкурентные преимущества устойчивыми. Собственно, термин SCA появился в 1985 г., когда М. Портер определил основные типы конкурентных стратегий фирм (низкие издержки или дифференциация), позволяющие достичь SCA. Наиболее четкую формулировку концепции SCA представил в 1991 г. Барни: «Можно сказать, что фирма обладает устойчивым конкурентным преимуществом, если она реализует такую стратегию создания ценностей и преимуществ, которая не может быть немедленно реализована ни одним действующим или потенциальным конкурентом, при том что эти другие конкуренты не способны скопировать, компенсировать выгоды, получаемые от этой стратегии». Дэй и Венсли (1988) выделили два основных источника SCA: лучший опыт (умения) и лучшие ресурсы. Барни констатировал, что потенциал SCA может быть обеспечен не любыми ресурсами, а лишь теми, которые обладают четырьмя атрибутами: редкость, ценность, невозможность подделки и невозможность замены.

Хант и Морган (1995) выделили среди таких ресурсов финансовые, физические, правовые, человеческие, организационные, а также ресурсы отношений. Прахалад и Хэмел (1990) предположили, что дело не столько в самих умениях (опыте) и ресурсах, сколько в уникальности и устойчивости их комбинаций. Фирмы, использующие такие комбинации, концентрируются на коллективном обучении и координации усилий всех сотрудников в деле наращивания специфических коллективных компетенций. УКП существуют не только у фирм, но и у регионов, государств. УКП многих развитых рыночных стран состоит в разнообразном и требовательном спросе, в поддержке конкуренции, в развитом маркетинге, оптимальном аутсорсинге, в стандартизации бизнес-процессов и менеджмента, в управлении взаимоотношениями с клиентами, в политической стабильности. Как можно заметить, эти преимущества тесно переплетаются, координируются друг с другом. УКП России — сырье, профицит бюджета, интеллект, культура, высокие технологии космоса и вооружений, транспортные коридоры и мосты, хранение отходов, экстремальный туризм. Но все эти ресурсы и знания чаще всего разрознены и мало скоординированы. А.П. Панкрухин Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 6-е изд. СПб.: Питер, 1999. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. М.: Вершина, 2007. Гл. 15. С. 172–175. Day G.S., Wensley R. Assessing Advantage: A Framework for Diagnosing Competitive Superiority // Journal of Marketing. 1988. April. № 52. Рp. 1—20. Hoffman N. P. An Examination of the «Sustainable Competitive Advantage» Concept: Past, Present, and Future // Academy 219 of Marketing Science Review. 2000. № 4 // http:// www.vancouver.wsu.edu/amsrev/theory/hoffman04-00.html Hollensen S. «Marketing Management: A Relationship Approach», Pearson Education Ltd., 2002.

Маркетинг: большой толковый словарь. — М.: Омега-Л. . 2010.

Смотреть что такое "УСТОЙЧИВОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО" в других словарях:

  • Конкурентное преимущество — ценовые, качественные и другие характеристики продукции предприятия, которые выгодно отличают его от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке …   Экономика: глоссарий

  • Ресурсный подход — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/30 августа 2012. Дата постановки к улучшению 30 августа 2012.… …   Википедия

  • КАЧЕСТВО ПРОДУКТА — [англ. Product Quality] в традиционном для маркетинга смысле степень удовлетворения потребностей клиента, решения его проблем. Это состав и уровень потребительских свойств, потребительская ценность продукта, выража70 ющие его существенную… …   Маркетинг. Большой толковый словарь

  • стратегический маркетинг — 1) Систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей, а также разработка концепций эффективных товаров или услуг, позволяющих компании обслуживать выбранные группы покупателей лучше, чем конкуренты, и тем… …   Терминологический словарь маркетинга

  • Торговый баланс — (Trade balance) Торговый баланс это экономический показатель, отражающий соотношение между экспортом и импортом страны Торговый баланс страны, активный и пассивный торговый баланс, сальдо торгового баланса, роль торгового баланса в экономике… …   Энциклопедия инвестора

  • Природный газ — (Natural gas) Природный газ это один из самых распространенных энергоносителей Определение и применение газа, физические и химические свойства природного газа Содержание >>>>>>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Роснефть — (Rosneft) Компания Роснефть, история создания компании Роснефть Компания Роснефть, история создания компании Роснефть, перспективы развития Роснефти Содержание Содержание 1. История 1990 е годы 2000 е годы 2. сегодня География деятельности… …   Энциклопедия инвестора

  • Баррель — (Barrel) Понятие баррель, виды барреля, ценовые рубежи барреля Информация о понятии баррель, виды барреля, ценовые рубежи барреля Содержание Содержание 1. . 1.1. Види барреля 1.2. Пивной баррель 1.3. Английский баррель 1.4. Баррель (американский… …   Энциклопедия инвестора

  • Большая восьмёрка — это группа восьми промышленно развитых стран, проводящая регулярные встречи на высшем уровне. Саммит большой восьмёрки в который входят страны: Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония, США, Канада, а также Россия. Содержание >>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

Книги

Другие книги по запросу «УСТОЙЧИВОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.