МАРКЕТИНГ, ВИРУСНЫЙ


МАРКЕТИНГ, ВИРУСНЫЙ
[англ. viral marketing, в США для его обозначения используются выражения «word-of-mouth», «buzz marketing» — «из уст в уста», «узнать от знакомых»] — разновидность т. наз. партизанского маркетинга (см.), основан на технологии устного распространении информации, слухов и молвы от человека к человеку по принципу «сарафанного радио». Для М. в. характерно намерение получить максимальный результат при минимальных материальных ресурсах. Часто он балансирует на грани законности или переступает эту грань. Один из основателей и обоснователей М. в. — Э. Роузен (Розен) (Израиль), автор книги «Анатомия слуха». По его мнению, популярность М. в. имеет следующие, весьма близкие друг другу причины: - недоверие зрителей, потребителей к рекламе в ее традиционных формах как к недостоверной информации;

-перегруженность потребителей коммерческой информацией, заставляющая их все больше обращать внимания на неформальную информацию от реальных знакомых людей (подруги, начальника, соседа).

Рекламные ролики в стиле М. в. могут быть сделаны в виде задушевного рассказа о собственном опыте наших кино- или телезвезд старшего поколения. Но главный инструмент М. в. — реальный «выход в люди» представителей фирмы, «засланных казачков» (включая действующих топ-менеджеров) в качестве «проповедников» (иногда их еще именуют «евангелистами») к т. наз. «лидерам мнений» — людям, способным убедить аудиторию в достоверности их информации, оценок, точек зрения, позиций. М. в. может быть инициирован в форме диалога продавца и подставного покупателя на рынке, псевдопассажиров в вагоне метро, в других людных местах, где двое людей обсуждают некую проблему и то, как якобы удачно один из них или некая общеизвестная персона ее разрешили. Известна японская методика «разговоры у колодца», когда штатные промоутеры получают задание громко общаться друг с другом или со случайными знакомыми в публичных местах на некую тему; в России это называется «сарафанным радио». Довольно часто М. в. реализуется в виде распространения негативных слухов в целях компрометации конкурентов. Но занятие это довольно рискованное: за неправду подставные агенты могут подвергнуться весьма ощутимым «воздействиям». Основные правила распространения молвы таковы.

- Сообщение должно быть сформулировано достаточно просто, чтобы услышавшие могли его легко понять и транслировать дальше.

- Сообщение должно быть действительно важным и иметь новостную ценность.

- Не стоит делать заявлений, которые потом вы не сможете подтвердить (попросту — нельзя врать), т.к. раздосадованные потребители быстро распространят о компании и ее продукции крайне негативные слухи.

- Надо попытаться четко выразить, что особенно ценное содержат данные продукты или услуги, и убедить покупателей в этом.

- Важно осуществлять мониторинг того, что говорят люди о фирме и ее продукции, чтобы влиять на «слуховую» кампанию, развивая имидж, бренд. Весьма распространенный инструмент М. в. — интернет. Международные исследования с помощью анкетирования посетителей сети показали, что на веб-сайты привлекается в два раза больше постоянных посетителей через личные контакты пользователей (а это и есть инструмент М. в.), чем через поисковые системы и гиперссылки. А если на М. в.-сайте еще и предлагают бесплатно получить, скажем, бейсболку, то каждый ее носитель, рассказывая о том, где и как он ее получил «на халяву», становится распространителем рекламы соответствующих сайтов и размещаемых на них слухов. Особенно восприимчивыми к такого рода приемам оказываются молодежь, малообеспеченные слои населения и т.д. В последние годы инструментами электронного М. в. стали почтовые рассылки от имени якобы знакомых адресата, как бы «по ошибке» попавшие в почту чужие письма, предложения бесплатных электронных «почтовых ящиков» и т.п. Довольно часто адресат, уверовав в непогрешимость такого послания, и в самом деле начинает распространять его и связанные с ним слухи уже по адресам своих реальных знакомых: получается своеобразная «пирамида». Впечатление популярности той или молве может придать и коварно «подкрученный» счетчик посещений сайта, завышающий его рейтинг. Энтузиастов М. в. достаточно много.

В 2005 г. в Чикаго создана Ассоциация вирусного маркетинга (Word Of Mouth Marketing Association — WOMMA). По мнению Дж. Траута, весьма скептично относящегося к М. в., самое плохое здесь состоит в невозможности контролировать информацию, которая начинает циркулировать среди потребителей. Поэтому мэтр призывает использовать это средство маркетинга только в сочетании с другими рекламными каналами и не тратить на «слухи-сплетни» больших средств из бюджета. А.П. Панкрухин Большов Д. Слухи как инструмент бизнеса // Бизнес Журнал. 2002. № 2. Голдсмит Р. «Вирусный» маркетинг. Баланс-Клуб, 2003. Макаров А. Не слухом единым? Анатомия слуха // Рекламное измерение. 1998. № 3 (44). С. 12—14. Розен Э. Анатомия слухов: маркетинговые приемы. СПб.: Питер, 2005. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов: 2-е изд. М.: Рефл-бук, К., Ваклер, 2003. Гл. 6. Trout Jack. Is Word Of Mouth All It’s Cracked Up To Be? // Forbes, 2006. February, 02.

Маркетинг: большой толковый словарь. — М.: Омега-Л. . 2010.

Смотреть что такое "МАРКЕТИНГ, ВИРУСНЫЙ" в других словарях:

  • Маркетинг — Основные понятия Продукт • Цена Дистрибуция • Услуга • Розница Управление брендом (англ.) Экаунт маркетинг • Этика (англ.) Эффективност …   Википедия

  • Маркетинг из уст в уста — Маркетинг Основные понятия Продукт • Цена Дистрибуция • Услуга • Розница Управление брендом (англ.) Экаунт маркетинг • Этика (англ.) Эффективность ( …   Википедия

  • ВИРУСНЫЙ МАРКЕТИНГ — Один из инструментов партизанского маркетинга Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Вирусный маркетинг — общее название различных методов распространения рекламы, характеризующихся распространением в прогрессии близкой к геометрической, где главным распространителем информации являются сами получатели информации, путем формирования содержания,… …   Википедия

  • Интернет-маркетинг — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Прос …   Википедия

  • Интернет маркетинг — (англ. internet marketing)  это практика использования всех аспектов рекламы в Интернете для получения отклика от аудитории, которая включает как творческие, так и технические аспекты работы в сети Интернет, в том числе дизайн, разработку,… …   Википедия

  • Социальный маркетинг — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Социальный маркетинг  это направление, использующее инструменты маркетинга для улучшения жизни как… …   Википедия

  • Bluetooth-маркетинг — Bluetooth маркетинг  способ реализации маркетинговых коммуникаций с использованием технологии Bluetooth в непосредственной близости от целевой аудитории. Содержание 1 Предпосылки использования 2 Применение …   Википедия

  • Мобильный маркетинг — Маркетинг Основные понятия Продукт • Цена Дистрибуция • Услуга • Розница Управление брендом (англ.) Экаунт маркетинг • Этика (англ.) Эффективность ( …   Википедия

  • Скрытый маркетинг — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

Книги

  • Вирусный маркетинг, Ледэн Марен. Может ли человек добраться до Бога? Этот вопрос очень занимает верхушку французской секты трансгуманистов. Безжалостные опыты над людьми, основанные на биотехнологиях, таинственный нановирус,… Подробнее  Купить за 309 руб
  • Вирусный маркетинг, Лэден М.. Может ли человек добраться до Бога? Этот вопрос очень занимает верхушку французской секты трансгуманистов. Безжалостные опыты над людьми, основанные на биотехнологиях, таинственный нановирус,… Подробнее  Купить за 290 руб
  • Вирусный маркетинг, Лэден М.. 352 стр. Может ли человек добраться до Бога? Этот вопрос очень занимает верхушку французской секты трансгуманистов. Безжалостные опыты над людьми, основанные на биотехнологиях, таинственный… Подробнее  Купить за 281 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «МАРКЕТИНГ, ВИРУСНЫЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.